Песни, собранные Авдеевой
Партнёрам
Для реализации проекта нам нужны помощники и подрядчики:
- Студия звукозаписи.
- Камерные площадки в Иркутске, Братске, Ангарске, Шелехове и других населённых пунктах для организации малых гастролей «Затопленных песен» с программой восстановленных песен.
- Оператор квадрокоптера в Братске.
- Видеограф в Братске.
- Капитан баржи или владелец транспортабельного понтона в Братске.
- Компания, которая могла бы сделать сценарий клипа, снять его, смонтировать, сделать цветокоррекцию, наложить звук из первого пункта.
- Компания, которая могла бы организовать съёмку живого выступления «Затопленных песен» на одном из концертов.
- Дизайнер сайтов.
- Метранпаж для буклета.
Пишите в комментариях под записью или в чате телеграма, если вы кто-то из списка выше или можете нас познакомить. Или можете внести личный вклад в этот проект прямо сейчас:
Разовое пожертвование на любую сумму (не обязательно установленная по умолчанию). Можете также подписаться на ежемесячное пожертвование в 333 рубля (отписаться можно в любое время).
На 26 апреля получено одно пожертвование.
Описание проекта
Проблема регионального брендинга в том же, в чём проблема любого другого: это абстрактная сущность, которую обычным людям сложно воспринять. Чтобы понимание бренда стало доступнее, нужна атрибутика, с которой человек может себя ассоциировать. Поэтому придумываются и объясняются слоганы, логотипы, особенные сочетания цветов. Часто для этого используются персонажи: придуманные (талисманы спортивных команд), мифологизированные (полковник Сандерс или Стив Джобс), иногда используют и реальных людей, мифологизация которых ещё не произошла.
Брендинг городов разрабатывается, чтобы помочь городу занять место повыше в мировом табеле о рангах. Чем более старый город — тем больше у него культурного веса, чем больше важных людей он воспитал — тем лучше. В некоторых случаях образ нужно создавать из ничего, как с Новосибирском, и это требует колоссальных усилий. Чтобы из деревни сделать миллионник за полвека, понадобилось провести через него Транссиб, перевезти производства, отделение Академии Наук. Но Новосибирск хотя и считается важной точкой на научной карте мира, обыватели не стремятся приехать в него, чтобы погулять и приобщиться к чему-то неуловимому, но значимому.
Иркутск — не глубоко провинциальный город, как Бодайбо и не деревня Кривощёково на стероидах. Это настоящий европейский город с большой и сложной историей. Чтобы проявить образ Иркутска, не нужно сверхусилий, надо только вспомнить, что это за город, какое место он занимал в России и мире и какие люди его прославляли, через деятельность этих людей и нужно объяснять, что есть Иркутск.
При этом в истории не так много людей, чья жизнь была и прочно связана с Иркутском, и кто был бы при этом известен одновременно в городе и за его пределами, и чья жизнь была бы хорошо задокументирована, и по отношению к кому у всех людей одинаковое ровное отношение Похабов — слишком мифологизирован, он стал на слуху только в этом веке, после очередного юбилея города с установкой памятника образу обобщённого казака, о нём ничего толком не известно, кроме смешной фамилии. Плохо подходят на роль Гайдай и Мацуев: они рано уехали, рождение в Иркутске для них было просто случайностью, росли как профессионалы они в другой среде. Не подойдёт Колчак: по этой личности нет единой и позитивной позиции.
А есть Катерина Алексеевна Авдеева, которая достойна войти в светский пантеон и возглавить его, потому что её влияние на культуру России колоссальное, а ничего негативного ей предъявить невозможно.
Катерина Алексеевна — самый переиздаваемый автор кулинарных рецептов в России 19 века (и до сих пор её публикуют), а больше всего она известна как собирательница сказок: через неё к нам пришли Колобок; волк, что ловил рыбу в проруби на хвост; Маша, что высоко сидела и далеко глядела; медведь на липовой ноге и другие персонажи. Но это не всё, чем она занималась. Авдеева была этнографом повседневности, писала беллетристику, записывала народные песни.
Деятельность Авдеевой-Полевой имеет мировое значение ещё и потому что её сказки как наиболее ценные отметил Александр Афанасьев в своём известном собрании. На работе Афанасьева базировал свой метод Владимир Пропп, из которого вышла современная структуралистская семиотика: Сепир, де Соссюр, Леви-Стросс.
Актуальность проекта
Проблема брендинга перед Иркутском сейчас стоит остро: за три года администрация оплатила две концепции туристического бренда, но ни одна не используется, в них чего-то не хватает, потому что люди не могут ассоциировать себя с ними. Ни одна из концепций не использовала потенциал персоналий. Одной из таких персоналий должна стать Авдеева. Чтобы Иркутск перестал быть городом, откуда уехали Гайдай и Мацуев, и стал одним из центров, в котором рождалась русская культура, нужно, чтобы в публичном пространстве снова появилось имя Катерины Алексеевны через обсуждение её работы.
Русской песенной традицией Приангарья занимается только творческий коллектив Рогачевского «Затопленные песни». И Александр Владимирович уже не молод. Если кому и заниматься реконструкцией песен позапрошлого века и включением национальной песенной традиции в современный контекст, так это ему. И уж если когда и делать это, то только сейчас.
Россия — многонациональная страна и один из народов, её составляющих — русские. У этого народа тоже есть обряды, песни и пляски. Авдеева сохранила для нас тексты нескольких десятков подблюдных, свадебных и круговых песен.
Русская культура самодостаточна, её не нужно придумывать, в ней всё уже есть, это наше, это нам принадлежит. Участники ансамбля «Затопленные песни» два года анализировали схожий сохранившийся на аудио этнографический материал и реконстурировали мелодии этих песен. Мы хотим записать эти песни.