Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки общественно-полезных инициатив „Устои“» · Реквизиты · Оферта · Отчёты · Карта · Обсуждаемое · Популярное

Царская дорога

В прошлом году мы взяли под шефство памятник инженерного искусства — устои железнодорожного моста через реку Большая Кузьмиха. Провели четыре субботника, привлекли внимание общественности, бизнеса, профессионального сообщества и сми.

В этом году мы решили сделать ещё больше. И для грантового конкурса экологических проектов Энплюс мы с Алексеем Константиновичем Чертиловым, Екатериной Андреевной Матель и Данилом Михайловичем Колтовичем подготовили заявку со сметой в категорию «Экологическая тропа».

Нас поддерживают депутат Александр Владимирович Сафронов, «Новозеландские пироги», иркутское отделение движения «Волонтёры культуры, Иркутское Региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, спорт-парк „Поляна“, магазин сантехники Мауро, маркетинговое агентство Диагран Диджитал, тос Академгородок, Молчановка, городской портал Ирсити.

Письма поддержки

Если вы тоже считаете, что наш проект интересный и нужный, поддержите его пожертвованием (вот банковские реквизиты). В основании платежа сделайте пометку, что это пожертвование для проекта „Царская дорога“ (так нужно, чтобы налоговая не брала своё). Мы готовы начать реализовывать проект не дожидаясь возможного выигрыша гранта. А если ещё и его выиграем — сможем сделать на полученные средства больше.

Разовое пожертвование на конкретный проект о музеефикации руин и создании экотропы. Сумму можете поменять на комфортную или более справедливую

Или можете подписаться на регулярную поддержку работы «Устоев», 333 рубля в месяц.


Описание проекта

Иркутск — город, стоящий на реках: трёх больших и десятках мелких. За последние сто лет антропогенное воздействие привело к сильному обеднению и ручьёв (некоторые уже не наносят на карту), и рек: Ушаковка в середине 20 века была судоходна.

У рек и ручьёв Иркутска почти не используется рекреационный потенциал. Чтобы побыть у воды, жители левобережья едут на правый берег, чтобы пройти по «благоустроенным» набережным или побыть на естественных природных ландшафтах центрального парка на островах. Имеющиеся на левом берегу точки («Поляна», «Якоби», «Ерши») направлены на активный коммерциализированный отдых: с громкой музыкой и развитым сервисом; они не полностью обеспечивают возможность спокойной пешей прогулки.

В то же время на левом берегу на несколько километров тянется насыпь полотна железной дороги времён строительства КБЖБ. Это готовая база для тропы и она пользуется спросом, что подтверждают наши наблюдения в летний период. Но пока пользователей мало, особенно в сравнении с противоположным берегом: единственная значимая точка притяжения — спорт-парк, людям пока не к чему идти. Поэтому мы предлагаем обустроить такую точку интереса в самом конце маршрута — у устоев жд моста через реку Большая Кузьмиха и повысить удобство и безопасность пешеходов при подходе к ним.

Наша программа включит:

  1. Очистка дна реки Большая Кузьмиха на протяжении 125 м.
  2. Очистка прибрежной полосы шириной до 25 м от бытового мусора.
  3. Вывоз строительного мусора и привезённого грунта от устоев железной дороги.
  4. Очистка устоев от надписей.
  5. Устройство лестницы для подъёма на правый устой.
  6. Перебрасывание настилов через три сохранившихся моста (через реку Малая Кузьмиха, на территории спорт-парка «Поляна» и в створе Колхозной улицы).
  7. Установка информационных конструкций вдоль насыпи старой железной дороги от Устоев до Академического моста трёх типов: навигационные, историко-краеведческие, биолого-экологические.
  8. Санитарная, формовочная, стимулирующая подрезки крон деревьев и кустарников в прибрежной полосе в пойме Большой Кузьмихи у устоев а также на всём протяжении тропы.
  9. Посадка почвопокровных растений и кустарников на месте изъятого грунта у левого устоя.
  10. Лекция историка архитектуры об участке КБЖД в Иркутске.
  11. Создание концепции развития левого берега Ангары и публичное её обсуждение.

Актуальность проекта

Потенциал рек используется не полностью: благоустроенная набережная фрагментарна.

Зелёные территории в массе делятся на две части: «дикие» и «благоустроенные». (Ниже — результаты наблюдений и интервью с посетителями прибрежных территорий Ангары и Ушаковки для проектов благоустройства плотины ГЭС и развития территории Приушаковья — Знаменского и Рабочего предместий, заказчик — Агентство развития территорий «Градостроительная школа»).

«Дикие» характеризуются полным отсутствие благоустройства и присмотра в целом. Территория могут приезжать или приходить сюда чтобы выгулять собаку, провести пикник, зарезать барана на мусульманский праздник, вывезти строительный и бытовой мусор, порыбачить, поупражняться в стрельбе из травматического пистолета, распространять наркотики. То есть территория может использоваться и для социально одобряемых сценариев поведения, и для неодобряемых: среда как бы говорит людям, что здесь бога нет и всё дозволено. Регулярного ухода за такой территорией нет, иногда они включаются в общегородской субботник, но иногда стихийные свалки здесь развиваются годами.

«Благоустроенные» — другая крайность. Природная территория теряет свою естественность и становится одной из разновидностей искусственной городской ткани. Большие потоки людей, музыка, реклама делают берег у реки полуулицей.

Оба варианта имеют свои проблемы. Первый — приводит к деградации и маргинализации территории, второй — через феномен избыточного благоустройства лишает людей возможности побыть на естественной природе. Мы считаем, что нужно площадь рекреационных прибрежных территорий в городе, не через масштабные проекты с огромными финансовыми вливаниями и превращение берегов в гранитные набережные с благоустройством по схеме «урна-лавочка-фонарь», а через небольшие интервенции, которые будут поддерживать положительные сценарии поведения и выдавливать отрицательные. Подобный сценарий был реализован в Варшаве на реке Висле.

Левый берег Ангары входит в зону интереса проекта «Иркутск — город на Ангаре, дочери Байкала», то есть эта территория планируется к развитию и мы хотим, чтобы будущее благоустройство шло плавно и в соответствии с желаниями и ожиданиями людей, живущих на левом берегу.

Развитие проекта

  1. Присмотр за устоями и садом вокруг них.
  2. Установка возле устоев арт-объекта с дополненной реальностью.
  3. Создание макета устоев в масштабе 1 к 100 для экспонирования в музее города и привлечения внимания к тропе.
  4. Повышение качества пешеходной тропы на участке от устоев через Большую Кузьмиху до моста через Малую Кузьмиху.
  5. Устройство спусков к воде с тропы и устройство спусков к тропе со Старо-Кузьмихинской улицы.
  6. Продление экотропы до выхода в районе железнодорожного вокзала.
  7. Включение экотропы в планирующийся кольцевой маршрут «Поляны» через острова у Тёплых озёр (с использованием вантовых мостов).

Вступайте в наш телеграм-чат по обсуждению проектов. Приходите со своими идеями и усиливайте наши.

Отправить
Поделиться
Запинить
Ctrl →Советы